Туркменистан любит говорить о высоком уровне субсидирования своей экономики, но с этого месяца для определенной категории автолюбителей ситуация изменилась. С 1 июля владельцы грузовиков, автобусов и тракторов утратили право на приобретение бесплатного бензина, которым пользовались с февраля 2008 года. Отныне лишь водители обычных транспортных средств массой менее 3,5 тонн и мотоциклисты будут иметь право на получение каждые полгода бесплатного горючего – 720 литров бензина и 240 литров природного газа. Все остальные в этом богатом нефтью государстве должны будут платить по рыночным расценкам, которые, честно говоря, по-прежнему остаются довольно доступными. Самый дешевый бензин, марки А-80, стоит сегодня 19 центов за литр, А-92 – 20 центов, а А-95 – 22 цента. (Да-да, по американским меркам это меньше доллара за галлон высококачественного бензина). Согласно постановлению президента, которым было введено это изменение, некоторые водители грузовиков использовали положенную им норму в 1200 литров не для перевозки грузов, а на личные нужды. Во времена покойного президента Сапармурата Ниязова, скончавшегося в декабре 2006 года, бензин стоил всего 2 цента за литр, то есть практически был самым дешевым в мире. С приходом к власти Гурбангулы Бердымухамедова было введено нормирование выдачи бензина посредством талонов, по которым уже распределялось электричество, бытовой газ, вода и соль. По утверждению властей, с введением в 2009 году системы талонов количество автовладельцев выросло на 12 процентов, хотя точных цифр об общем их количестве в республике не имеется. По региональным стандартам, это не слишком впечатляющая цифра, и даже по столице страны Ашхабаду как прежде бегают в основном автомобили ВАЗ "Жигули", которые на улицах городов других республик можно теперь встретить все реже и реже. При среднемесячных зарплатах, колеблющихся в районе 200 долларов, перспективы приобретения нового автомобиля являются для многих людей делом совершенно немыслимым, - пишет EurasiaNet, как передает www.centrasia.ru.
|